Ода М.В. Ломоносова «На день восшествия...» -
типичное произведение в духе классицизма.
На уроке вы познакомитесь с особенностями жанра оды, найдёте элементы классицизма в произведении, в конце урока выполните тестовые задания. Внимательно посмотрите видео-урок.
Запишите в тетрадь, что такое ода.
Объясните значения слов: от недр, благословенны, дерзайте, ободренны, раченье, зиждитель. Возникли затруднения? Слева на сайте есть блок "Проверка слова". Введите слово в строку и кликните мышкой по кнопке "Проверить".
В оде М.В. Ломоносов обращается к именам великих учёных. Имена древнегреческого философа Платона и великого английского математика Ньютона приводятся им как символы подлинной учёности.
Объясните значения слов: от недр, благословенны, дерзайте, ободренны, раченье, зиждитель. Возникли затруднения? Слева на сайте есть блок "Проверка слова". Введите слово в строку и кликните мышкой по кнопке "Проверить".
В оде М.В. Ломоносов обращается к именам великих учёных. Имена древнегреческого философа Платона и великого английского математика Ньютона приводятся им как символы подлинной учёности.
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Что вы знаете об этих людях? Предлагаю посмотреть небольшие фрагменты фильмов.
Древнегреческий мыслитель Платон
Английский учёный Иссак Ньютон
Ломоносов не ограничивал круг учёных рамками одного сословия, не считал образование и научную деятельность привилегией дворянства. В этом проявился декмократизм мышления Михаила Васильевича. Талантливых людей, "собственных Платонов" и "Невтонов", по его мнению, может "рождать" вся российская земля.
М.В. Ломоносов был искренне убеждён, что занятия науками должны сделать человека счастливым. Он говорит о пользе науки для людей всех возрастов в самых различных обстоятельствах.
Ода является типичным произведением классицизма.
Как литературное направление классицизм начал складываться в эпоху Возрождения в Италии, однако как целостная художественная система сформировался во Франции в XVII в. и получил распространение в Европе.
В России классицизм зародился во второй четверти XVIII в.
Исследовательская работа с текстом.
Найдите элементы классицизма в оде. Выпишите в тетрадь из фрагмента текста примеры, иллюстрирующие положения, указанные в левой части таблицы.
Выполните тест.
Домашнее задание: устно ответить на вопросы в учебнике (стр. 63-64). Подготовить презентацию о Гаврииле Романовиче Державине (по желанию).