Причастие. Повторение.
(2 часа)
Сегодня мы повторим грамматические признаки причастия, орфографические правила, связанные с написанием причастий, и будем учиться правильно употреблять причастия и причастные обороты в речи. Внимательно читайте инструкции и выполняйте задания. Открывайте все ссылки
(они окрашены в другой цвет и подчеркнуты>>).
Вспомним!
- Что назвается причастием>>?
- Вспомните, что общего у глаголов и причастий. Рассмотрите интерактивную таблицу.
- Что общего у прилагательного и причастия>>? Распределите признаки причастия в таблице>>.
Интерактивные задания.
Ответьте на вопросы теста>>.
- На какие 2 категории делятся причастия?
Восстановите правило>>.
Образуйте>> страдательные причастия настоящего времени.
Отметьте>> предложения с причастиями прошедшего времени.
Вспомним!
- Что такое причастный оборот>>?
Правила обособления причастного оборота.
Задание>>. Найдите и выделите все слова, входящие в причастный оборот.
Поработаем в тетради!
Спишите текст, соблюдая правила пунктуации. Графически объясните расстановку знаков препинания.
Мы вошли в лес освещённый лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к морю. На пожелтевшей листве лежали опавшими листья. Берёзы покрылись золотой листвой сверкавшей на солнце. Очень красивы клёны одетые в багряную листву. Часто мы видим жёлтые листья тихо падающие на землю. И на дорожках листья печально шуршащие под ногами. Иногда попадается дача окруженная деревянным забором.
Повторим орфографию!
Рассмотрим рисунки.
Заглянем>> в учебный словарь!
Вставим>> пропущенные буквы. А сейчас запишем в тетрадиполные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, образуя от данных глаголов.Не забудьте обозначить суффиксы.
Запомните: в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква н.
Создать – созданный – создан – создана; придумать, написать, потерять.
Выполнит – выполненный – выполнен – выполнена; составить, отметить, построить.
Изобразить – изображенный – изображен – изображена; принести, изменить, осветить.
Подчеркнуть – подчеркнутый – подчеркнуть – подчеркнута; открыть, принять.
Электронное задание.Подумайте>>: слитно или раздельно?
Упражнение. Подберите к данным словосочетаниям зависимые слова. Обозначьте суффиксы причастий. Объясните правописание. Составьте предложения.
Непрочитанная книга, невыполненная работа, нескошенная трава.
Неисследованный край, непостроенный дом, неопубликованный очерк.
Ненаписанное сочинение, незаконченное задание, нераспечатанное письмо.
Слова для справок: мною, вчера, осенью, учеными, еще, бригадой, в газете, дома, вовремя, в срок.
Слова для справок: мною, вчера, осенью, учеными, еще, бригадой, в газете, дома, вовремя, в срок.
Упражнение.Спишите, вставьте окончания причастий, согласуя причастия с определяемыми словами. Определите род, число, падеж причастий. Объясните расстановку знаков препинания. Обозначьте суффиксы в причастиях.
Я получил письмо от друга живущ… в городе.
Их отряд взял шефство над малышами поступивш… в этом году в первый класс.
В первой комнате собраны экспонаты отражающ… жизнь удмуртского народа.
В школе состоялась встреча с гостями приехавш… из разных городов республики.
Лингвистическая задача. "Собери причастие”.
- В данном предложении найти зависимое слово в именном словосочетании "прилаг. + сущ.” и взять корень: Ближайшая деревня находилась в часе пути от нас.
- Из словосочетания приземлиться на опушке выделить в главном слове приставку.
- От глагола читать взять глагольный суффикс.
- Из причастия тающие (снега) взять суффикс.
- Добавить окончание определения: Могучий Олег головою поник.(А. Пушкин).
- К полученному слову добавить суффикс возвратности.
- Составить с полученным словом словосочетание.
- С данным словосочетанием составить предложение.
- Заменить причастный оборот придаточным определительным, записать предложение, которое получилось.Домашнее задание (на выбор). Составить рассказ на тему " Портрет Причастия” и записать его. Нарисовать рисунок "Родословная Причастия”.Р.S. Вопросы по уроку можно задавать в чате.