А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
Пушкин подарил нам сказку как литературный жанр,
и мы не имеем права выпустить этот подарок из рук.
С.Я. Маршак
Дорогие ребята!
Сегодня на уроке вы познакомитесь со сказкой Александра Сергеевича Пушкина, узнаете, чем литературная сказка отличается от фольклорной, составите цитатный план.
Сегодня на уроке вы познакомитесь со сказкой Александра Сергеевича Пушкина, узнаете, чем литературная сказка отличается от фольклорной, составите цитатный план.
В тетради по литературе запишите дату и тему урока.
Запомните и запишите в тетрадь
Запомните и запишите в тетрадь
Литературная сказка имеет автора, в ней мы можем встретить книжные обороты речи, а у фольклорной сказки единого автора не существует, она долгие годы складывалась в народе, в ней звучит подлинная народная речь.
Посмотрите сказку
Так ли вы представляли себе этих героинь? Отражают ли эти иллюстрации их характер?
Ответьте на вопросы:
Найдите в тексте сказки эпизод, когда царица узнаёт, что царевна жива.
Ответьте на вопросы:
Обратившись к тексту сказки, ответьте на вопросы:
Найдите в тексте сказки (см. учебник) описание героинь: первой царицы, второй жены царя, царевны.
Ответьте на вопросы:
Ответьте на вопросы:
- что в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивает грустное настроение царицы;
- похожа ли новая царица на первую жену царя;
- в каких строках поэт рассказывает о молодой царевне;
- почему строки о ней начинаются с союза но, кому противопоставляет её автор;
- какие слова царица хотела слышать от зеркальца.
Ответьте на вопросы:
- какое приказание даёт завистливая мачеха Чернавке;
- почему Чернавка отпускает царевну;
- что делает царевна, оставшись одна в лесу;
- что увидела царевна в доме богатырей;
- почему девица решила, что тут «люди добрые живут»;
- что сделала в доме царевна.
Обратите внимание на то, что в сказке Пушкина мы встречаем довольно много народных и устаревших слов и выражений. Эти слова передают атмосферу старины, приближают литературную сказку к народной. Выпишите несколько примеров в тетрадь.
Найдите в тексте сказки эпизод, когда царица узнаёт, что царевна жива.
Ответьте на вопросы:
- как царица узнала, где теперь живёт царевна;
- царевна жила «без всякой славы», почему же царица не могла оставить её в покое;
- какие черты к портрету царицы добавляет выражение: «И царица налетела // На Чернавку...»;
- какие редкие или простонародные слова и выражения вам встретились в этом отрывке;
- с какой интонацией вы прочитаете реплику царицы, обращённую к Чернавке.
Обратившись к тексту сказки, ответьте на вопросы:
- как царевна обращается к чернице, к псу;
- почему пёс бросался на черницу;
- как он хотел спасти царевну;
- почему богатыри не сразу решились похоронить царевну.
Найдите в тексте сказки рассказ о поисках королевича Елисея, прочитайте выразительно этот фрагмент.
Обратите внимание на то, как от одной встречи к другой растёт волнение Елисея, его стремление найти невесту. Как в тексте используется магическое число три?
План произведений может быть составлен из цитат, тогда он так и называется — цитатный. Например, вот начало такого плана «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».
- «Царь с царицею простился. В путь-дорогу снарядился»
- «Царь женился на другой»
- «Но царевна молодая, тихомолком расцветая...»
Продолжите этот план в тетради по литературе.
Тест