В.Г. Распутин "Уроки французского"
Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке вы узнаете о сюжете и героях рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»; научитесь формулировать смысл рассказа, характеризовать поступки героев, описывать быт и жизнь героев в послевоенное время.
«Уроки французского» – рассказ В.Г. Распутина из авторского сборника «Живи и помни».
Имя Валентина Григорьевича Распутина известно всему миру, его книги переведены на десятки иностранных языков. Трагизм и горькая правда его произведений поразили читателей – недаром его повести и рассказы экранизированы и поставлены на многих театральных сценах. Произведения Валентина Распутина глубоко психологичны, автор исследует вечные темы добра, справедливости, долга, в каждом поступке его героев раскрывается их человеческая сущность.
Внимательно прочитайте рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского».
Ответьте на вопросы.
- В какое время происходит действие рассказа? Назовите приметы этого времени в рассказе.
- Когда и как началась самостоятельная жизнь героя? Какие испытания ожидали его?
- Что означает признание мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»?
- Чем интересен для вас герой рассказа?
Мы часто говорим: сильный характер, твёрдый характер, волевой характер. Если мы говорим о человеке «бесхарактерный», значит ли это, что у него нет характера? «Бесхарактерными» мы называем слабовольных людей, которые не умеют принимать решения или исполнять их.
- Какие ещё выражения со словом характер вы знаете?
- Как вы считаете, каким человеком был герой рассказа Распутина?
- Как мы об этом узнаем?
Каким вы представляете героя рассказа? Найдите в тексте портрет героя. Выделите эпитеты. Какую роль они играют в создании портрета?
При выполнении задания можно воспользоваться словарём портала http://gramota.ru.
Ответьте на вопросы.
- Как вы думаете, почему мальчик не убежал к матери в деревню?
- Что двигало им: жажда знаний или желание выделиться, страх или чувство долга?
- Почему герой никому не сказал о том, что кто-то таскает у него хлеб и картошку?
- Почему он «заставил себя смириться и с этим»?
- Почему герой начал играть в «чику»?
- Кто из ребят был заводилой в игре?
Найдите портрет Вадика, сравните его с портретом главного героя.
Эпитеты «рослый», «крепкий», характеризующие Вадика, противопоставлены эпитетам «тощий», «на обвислых плечах». Определение «заметный своей силой и властью» противопоставлено определениям «диковатый», «одинокий».
Какой приём использовал автор? При выполнении задания можно воспользоваться словарём портала http://gramota.ru.
Для чего играет в «чику» Вадик? Как относятся к игре Вадик и главный герой?
Сравните два описания: описание дня, когда герой первый раз выиграл в «чику», и дня, когда его побили.
Чем отличаются эти картины? Как они связаны с настроением и состоянием рассказчика?
Обратите внимание, что охарактеризовать состояние героя можно не только с помощью портрета, передачи его поступков и слов, но и с помощью описания окружающей героя природы.
Ответьте на вопросы.
- Почему Вадик и Птаха избили героя?
- Каким было после этого состояние героя?
- Почему, уже поднявшись на гору, герой крикнул что было мочи: «Переверну-у-ул!»? Что он хотел этим доказать?
Письменно объясните значение слов и выражений, подберите к ним синонимы: притайка, не зариться, ненароком, так просто не попущусь, плашмя, французский скоро к зубам приберу, несчитово. При выполнении задания можно воспользоваться словарём портала http://gramota.ru.
Обратите внимание на иллюстрации И. Пчелко к рассказу «Уроки французского» В.Г. Распутина. Какие эпизоды выбрал художник? Озаглавьте их.
Обратите внимание: по рассказу В. Распутина «Уроки французского» поставлен телевизионный фильм. Какое впечатление произвёл на вас главный герой? Таким ли вы его себе представляли?
Прочитайте разговор Лидии Михайловны и героя рассказа после уроков. Обратите внимание на их портреты.
- Почему, по-вашему, эти описания автор поставил рядом?
- Как называется этот приём? Чего добивается писатель?
- Как вы думаете, почему именно главного героя рассказа выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это?
- Как сама учительница объясняет это своему ученику?
- Что почувствовал главный герой, когда догадался, кто прислал ему посылку?
- Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок? Что выдавало её во время игры?
- Когда, по-вашему, герой рассказа понял истинный смысл игры, которую затеяла учительница?
Как вы думаете, в чём смысл рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»?
Напишите сочинение «Главный герой рассказа В.Г. Распутина "Уроки французского"» по плану.
Спасибо за работу!