Герои–романтики в рассказе М. Горького «Макар Чудра»
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы продолжаем разговор о рассказе М. Горького "Макар Чудра". Вы выявите особенности ранней прозы М. Горького, авторскую позицию, проявившуюся в утверждении бесплодности и призрачности жизни романтических героев, стремящихся к абсолютной свободе.
Вспомните, что такое романтизм, каковы его особенности.
На прошлом уроке мы выяснили, что картины природы в ранних романтических рассказах М. Горького обрамляют сюжет и являются фоном, они – составная и существенная часть содержания. Описания природы позволяют автору переходить, как по мостку, от темы к теме, украшают повествование, дают простор фантазии читателя.
Повествование в рассказе ведётся от имени Макара Чудры.
Художник Пинкисевич П.
Макар Чудра – имя цыгана. Макар в переводе с греческого означает «счастливый, блаженный». Фамилия (или прозвище) – Чудра – собственное изобретение автора. Оно может быть связано с идеей чуда – способности старого цыгана к чуткому поэтическому восприятию мира, прозрению тайны красоты бытия. Вместе с тем нельзя исключить, что это наименование представляет собой акронимическое образование: Чудра от драчун.
Макар пытается в своих суждениях стать выше проблем действительности. Однако идеалы его неопределённы и противоречивы. Он не знает, не видит выхода для человека-раба. Макар Чудра выводит свою формулу жизни, согласно которой просто наслаждаться жизнью и свободой. Ему чужды мучительные раздумья о смысле человеческого существования, теологические вопросы, он не приемлет никаких ограничений: ни телесных, ни духовных. Одно он знает твёрдо: рабство не должно быть, ибо рабство – бич жизни. Он не верит в силы раба, но он верит в силу свободы.
Обратите внимание на композицию рассказа.
Вводная часть «Макара Чудры» создаёт характерную ситуацию: сопоставление двух типов отношения к жизни. В основе первого из них, эскизно данного в образе рассказчика, - идея разумного, целенаправленного вмешательства в жизнь («учиться и учить»). Второй – демонстрирует сложную противоречивость стихийного народного мышления. В Макаре Чудре глубоко привлекательны бесконечное презрение к человеку-рабу, яркое вольнолюбие. Но в то же время его представление о свободе окрашено в анархические, отчётливо индивидуалистические тона: это – свобода от обязанностей по отношению к людям. Он презирает труд и скептически относится к возможностям человека.
В рассказе сформулировано два разных понимания счастья.
О великой силе свободной личности и повествует Макар Чудра в своей легенде о красавице Радде и Лойко Зобаре. Образы этих героев исключительны и романтичны.
Откройте тетради, запишите дату и тему урока.
- Заполните таблицу цитатами из текста.
- Каков характер любовного чувства, которое испытывают друг к другу Лойко и Радда?
Любовь, на которую способны «красавец Лойко и гордая Радда» - это любовь-вражда, любовь-поединок.
Рассмотрите иллюстрацию «Лойко и Радда».
- Какие чувства героев удалось передать художнику?
- Почему Лойко Зобар и Рада, исключительные характеры, сильные духом и гордые люди, погибают?
Лойко и Радда не могут стать рабами своего чувства. Герои погибают, но остаются свободными, любовь и даже жизнь принесены в жертву воле.
- Радда умирает со словами: «Прощай, Лойко! Я знала, что ты так сделаешь!...» Почему она вела себя именно так, если знала, что её ожидает?
- Почему убийство Радды, совершенное Лойко Зобаром, не вызывает ужаса, а поражает величием красоты чувств?
Убив Радду, Лойко Зобар оправдал надежды гордой девушки и развеял неосознанную, смутную тревогу цыган: «Стыдно было чего-то, и жалко и грустно».
Рассмотрите иллюстрацию «Смерть Лойко и Радды».
Художник В. Макеев, 1966-1967
- Почему выражения лиц и позы цыган, изображённых на иллюстрации, лишены чувств и динамики?
- Какие характерные черты романтизма присущи рассказу М. Горького?
Революционно-романтическая идея определила и художественное своеобразие произведений Горького
- патетический возвышенный стиль,
- романтическая фабула,
- жанр легенды,
- условно символический фон действия.
Но вместе с тем в них присутствуют особенности, свойственные лишь Горькому: контрастное сопоставление героя и мещанина, Человека и раба. Действие произведения, как правило, организовано вокруг диалога идей, романтическое обрамление рассказа создаёт фон, на котором выпукло выступает авторская мысль. Таким обрамлением служит пейзаж – романтическое описание моря, степи, грозы.
Послушайте финал рассказа.
- Какой смысл приобретает образ огненно-красных звёздочек, падающих на землю из груди Радды?
Мечтой о свободе будут жить люди, вспоминая красивую легенду о Радде и Лойко.
- Какая героиня рассказа напоминает Радду? Найдите в тексте описание её портрета.
- О чём свидетельствует это сходство?
Радду напоминает Нонка, дочь Макара Чудры: «На её смуглом матовом лице замерла надменность царицы, а в подёрнутых какой-то тенью темно-карих глазах сверкало сознание её красоты и презрение ко всему, что не она сама». Нонка лишь бледная тень Радды, но чувство её внутренней свободы присуще ей так же, как и Радде.
Обрамлением рассказа является и строгая гармония звуков.
- Какая мелодия звучит в рассказе?
Плач скрипки слышен в рассказе о любви Лойко Зобара и Радды. Гармония звуков дополняет гармонию аллегорических образов.
- Как называет Макар Чудра рассказчика и почему?
Рассказчик - сокол. Сокол мечтает всех людей сделать счастливыми. Сокол в славянской мифологии - воин, молодой герой, богатырь и князь, возглавляющий боевую дружину, охраняемую небесной благодатью. Образ сокола связан с представлениями об альтруизме.
«Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле пошла», - слышим мы из уст Радды, разгневанной предложением магната.
- Какое символическое значение приобретает эта фраза?
Орёл символизирует духовное начало, высоту, вознесение, освобождение от уз, отвагу, победу, гордость, власть, силу, сильную личность.
Рада чувствует слабость магната – раба денег и высоко ценит внутреннюю свободу.
Лойко Зобар, который мог бы вырвать сердце из груди для счастья ближнего, проверяет, крепкое ли сердце у его любимой, и вонзает в него нож. И тот же нож, но уже в руках солдата Данилы поражает сердце Зобара.
- Какое символическое значение приобретает образ сердца в этих эпизодах?
С образом сердца связывается любовная символика. Герой жертвует любовью к женщине во имя свободы и счастья ближних.
Горький щедро пользуется яркими фольклорными мотивами и образами, перелагает молдавские, валашские, гуцульские легенды, которые слушал во время скитаний по Руси.
Вывод
Разрыв между героическим прошлым и жалкой бесцветной жизнью в настоящем, между «должным» и «сущим», между великой «мечтой» и «серой эпохой» - всё это стало основой, на которой родился романтизм раннего Горького.
Все герои раннего творчества Горького нравственно эмоциональны и переживают душевную травму, выбирая между свободой и любовью, но они выбирают всё же последнее, обходя любовь стороной и предпочитая только свободу.
Авторская позиция отражается в словах: «А оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой». Появление теней Радды и Лойко в конце рассказа помогает понять позицию автора: как бы прекрасны ни были в своём стремлении к абсолютной свободе романтические герои, их жизнь бесплодна и призрачна, она может быть уподоблена тем самым теням. В которые и превратились Лойко Зобар и Радда.
Писатель находит счастливого человека там, где небо почти сливается с морской стихией и степью; в том мире, который создает самые необычные романтические характеры. Литературоведы это направление в литературе называют неоромантизмом, т.е. новым, возрожденным романтизмом.
Тест
Домашнее задание
Прочитать рассказ М. Горького «Мой спутник». Сравнить взгляды на социальное устройство общества, проблему религии, нравственности и др.
Подготовить художественный пересказ эпизода у костра чабанов.
Жду презентации о М. Горьком (см. таблицу). У кого неверная ссылка, просьба исправить.
Спасибо за работу!