Предлог как часть речи
История изучения частей речи уходит в глубь веков. Предполагают, что учение о частях речи зародилось ещё в V в. до н. э. в Индии. Его развили древние греки и римляне. Древнерусские книжники опирались на работы греков. Это отразилось даже в названии: слово «грамматика» — греческого происхождения, первоначально оно обозначало «искусство писать и читать». Первой российской грамматикой был труд с таким же названием М.В. Ломоносова. Учёный выделил 8 частей речи, в том числе и предлог, который мы будем изучать. В наши дни наука о языке называет большее количество частей речи. Вспомните, какие из них вам хорошо известны.
На уроке вы узнаете
- перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных;
- определение предлога как служебной части речи;
- значения, выражаемые предлогами;
- синтаксическую роль предлога: способность функционировать только внутри словосочетания;
- об однозначных и многозначных предлогах.
Вы научитесь
- группировать словосочетания по способам связи слов в них;
- составлять словосочетания, используя в качестве средства связи слов указанные предлоги;
- группировать словосочетания по значению предлога;
- определять значения предлогов в словосочетаниях;
- употреблять нужный падеж зависимого существительного с предлогом в словосочетании;
- составлять словосочетания с использованием подходящих по смыслу предлогов;
- находить и исправлять ошибки в употреблении предлогов с падежом существительных;
- пользоваться в речи предлогами-синонимами.
Попробуйте дать определение предлогу. Проверьте себя>>
Запишите определение в лингвистическую тетрадь, дополните его сведениями из учебника.
Предлоги выражают различные грамматические значения. Запомните их, дополните сведениями из учебника.
Следующие задания выполните в тетради.
Упражнение 1. Сгруппируйте словосочетания по значению предлога: 1) с временным значением, 2) с пространственным значением, 3) с причинным значением. Зависимость слов обозначьте стрелочками.
Предлог заключите в прямоугольник.
(До)ехать (до)границы, находится в двух часах лёту, выб..рались из трюма, остаться в к..юте, об..явить после старта, скрывшись за поворотом, брызги из (под)кормы, вымпел на мачт.., возникла за кормой, закончить перед отплытием, ост..новиться из (за) (не) исправности мотора, выглянуть из (за) туч, зад..ржать из(за) (не) погоды, оказаться вследствие (не) здоровья, вынырнуть из(под) скалы, выр..сли благодаря дождям.
Упражнение 2. Составьте словосочетания, ставя в нужном числе и падеже выделенные существительные.
Обр..щать вн..мание (на ч т о ?), уд..лять вн..мание (ч е м у ?) — мелочи. Отзыв (о ч ё м ?), рецензия (на ч т о?) — книга. Отчит..ваться (в ч ё м?), сделать отч..т (о ч ё м?) — работа. Пр..восходство (ч е г о над ч е м?), пр..имущество (ч е г о перед ч е м ?) — новая техника и старая техника. Пр..достеречь (от ч е г о ?), пр..дупредить (о ч ё м?) — опас(?)ность. Уверенность (в ч ё м ?), вера (во ч т о ?) — спр..ведливость. Информировать (о ч ё м ?), информация (о ч ё м ?) — событие.
Упражнение 3. Найдите ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных. Запишите словосочетания в исправленном виде.
1. Опл..тить за билет. 2. Уверенность в п..беду. 3. Изобр..зить о Бородинском сражен.. . 4. Д..литься о своих достижениях. 5. Доказывать о своей правоте. 6. Указать о (не) достатках. 7. Отчит..ваться о работе. 8. Раз..яснять о правилах поведения. 9. Таблетки для головной боли.
Тест
Спасибо за работу!