Н.В. Гоголь – писатель-сатирик.
Идейный замысел и особенности комедии «Ревизор».
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Николая Васильевича Гоголя. Повторим, что такое драматическое произведение, раскроем идейный замысел комедии "Ревизор".
Николай Васильевич Гоголь - одна из значимых фигур в литературе I половины XIX века. Посмотрите фильм о жизни и творчестве этого писателя.
Гоголь — одинокая «звезда» в русской словесности, неповторимая писательская индивидуальность. О «тайне», «загадке» художественного таланта спорят уже на протяжении полутора столетий. Мы с вами тоже постараемся открыть для себя что-то новое и осознать, что творчество великого писателя - живое явление современности.
- Какие произведения Гоголя вам знакомы?
Из биографических сведений о Н.В. Гоголе мы знаем, что в 30-е годы XIX века он серьезно задумывается о русской комедии. Николай Васильевич продолжил развитие творческих достижений своих предшественников Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова. Писатель внес своё в развитие этого жанра. Он считал, что комедия выполнит своё назначение только тогда, когда идея произведения выявится в системе образов, в композиции, в сюжете, а не в прямых словесных назиданиях, нравоучениях с наказанием пороков на глазах зрителей. Так в 30-е годы Гоголь работает одновременно над двумя комедиями из современной жизни: «Игроки» и «Женихи» (позднее переработанные в «Женитьбу»).
Вспомните!
- К какому роду литературы относится комедия?
- Чем отличается драма от эпоса и лирики?
- Какие отличительные признаки имеет комедия?
Задание.
- Перелистайте пьесу «Ревизор», определите сколько актов в ней и из скольких явлений состоит каждый акт.
- А теперь откройте афишу, познакомьтесь с действующими лицами.
25 конкретных действующих лиц разного ранга и положения и множество гостей, купцов, мещан, просителей без имени. Уже чтение афиш дает возможность предположить, что в комедии дана широкая критичная жизнь окружающей действительности и своеобразная анатомия уездного города: здесь и глава администрации — городничий, и его министры: смотритель улиц, судья, попечитель богоугодных заведений, полицмейстер, уездный лекарь, полицейские чины, городские помещики и почтены лица в городе, и купцы, и мещане, и городские дамы, и слуги.
Прочтите статью А.Б. Щербакова о создании комедии «Ревизор» здесь.
Запишите в тетрадь по литературе.
- Кто передал Гоголю сюжет «Ревизора»?
- Сколько лет работал писатель над текстом комедии?
Сюжет, который Гоголь использует для своей комедии, был прост. История мелкого чиновника, которого городничий и другие чиновники маленького уездного города приняли за ревизора, легла в основу комедии Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы или суматоха в уездном городе», написанной в 1827 году.
Идейный замысел о особенности композиции комедии "Ревизор".
В «Ревизоре»,- вспоминал Гоголь впоследствии, - я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».
Этот замысел Гоголя нашел блестящее осуществление в его комедии, определив ей жанр как комедии социально-политической. В комедии рассматриваются не любовная интрига, не события частной жизни, а явления общественного порядка. В основе сюжета произведения — переполох среди чиновников, ожидающих ревизора, и их стремление скрыть от него свои «грешки». Тем самым определилась такая композиционная особенность, как отсутствие в ней центрального героя; таким героем в «Ревизоре» стала, говоря словами Белинского, «корпорация разных служебных воров и грабителей», чиновничья масса. Это чиновничество дано прежде всего в его служебной деятельности, что повлекло за собой включение в пьесу образов купечества и мещанства. |
Поэтому комедия «Ревизор» - это широкая картина чиновничье-бюрократического правления крепостнической России 30-х годов. Гениальный писатель, изображая эту картину, сумел так нарисовать каждый образ, в нее входящий, что он не терял своего индивидуального своеобразия, в то же время представляет собой типическое явление жизни того периода.
В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей города: пошлость, ничтожность интересов, лицемерие и ложь, чванство, полное отсутствие человеческого достоинства, суеверие и сплетни.
Эта бытовая жизнь провинциальной России того времени раскрыта и в образах помещиков Бобчинского и Добчинского, жены и дочери городничего, в образах купцов и мещан.
Домашнее задание.
-
Прочитайте 1 действие комедии.
-
Ответьте на вопрос: что является завязкой комедии?
-
Повторите литературоведческие термины сюжетно-композиционных элементов.
-
Объясните по тексту, какие причины для страха имеет каждый
чиновник? -
Составьте небольшую табличку о чиновниках уездного города.
И так далее продолжить.
Составленные таблицы отправьте по электронной почте на адрес: School97Izh@yandex.ru
Р.S. Вопросы по уроку можно задавать в чате.