Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова
Каждому большому художнику свойственны раздумья о смысле и назначении своего творчества. Историческое своеобразие развития русского общества обусловило особую роль литературы. Белинский считал, что в ней сосредоточены вся умственная жизнь общества, все его нравственные и духовные интересы.
Лермонтов, как и многие его предшественники, понимал, что литература является могучим средством воздействия на читателей. Поэтому в его творчестве тема поэта и поэзии занимает важное место.
Тема поэта и поэзии - одна из центральных в лирике Лермонтова, но взгляды его менялись по мере развития и углубления в творчестве реалистических тенденций. Молодой Лермонтов - романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника.
Прослушайте стихотворение «Нет, я не Байрон...»
Несколько слов о причинах написания стихотворения: у Лермонтова были великие предшественники. В юношеской поэме «Последний сын вольности» он с любовью пишет о сосланных поэтах-декабристах. Его немеркнущим кумиром был Пушкин - слава и гордость России. Лермонтова увлекала и бунтарская, романтическая поэзия Байрона. Жизнь английского поэта, принимавшего участие в освободительной борьбе у себя на родине, в Италии и Греции, кажется ему достойным подражания:
Я молод, но кипят на сердце звуки,
И Байрона достигнуть я б хотел:
У нас одна душа, одни и те же муки;
О, если б одинаков был удел...
Познавая поэтическое наследие талантливых учителей, Лермонтов настойчиво развивал свое мастерство. Восемнадцатилетний поэт осознает, что у него свой путь: «Нет, я не Байрон, я другой...».
Лермонтовский поэт - «Как демон с гордою душой»; он «меж людей беспечный странник, для мира и небес чужой!» Поэт живет своими мечтами, своими страданиями, которые недоступны толпе».
Но уже в ранний период творчества Лермонтов ставит под сомнение правомерность противопоставления одинокого поэта «ничтожной толпе людей».)
Прочитайте стихотворение К ***(«О, полно извинять разврат...»).
О, полно извинять разврат!
Ужель злодеям щит порфира?
Пусть их глупцы боготворят,
Пусть им звучит другая лира;
Но ты остановись, певец,
Златой венец — не твой венец.
Ужель злодеям щит порфира?
Пусть их глупцы боготворят,
Пусть им звучит другая лира;
Но ты остановись, певец,
Златой венец — не твой венец.
Изгнаньем из страны родной
Хвались повсюду, как свободой;
Высокой мыслью и душой
Ты рано одарен природой;
Ты видел зло, и перед злом
Ты гордым не поник челом.
Хвались повсюду, как свободой;
Высокой мыслью и душой
Ты рано одарен природой;
Ты видел зло, и перед злом
Ты гордым не поник челом.
Ты пел о вольности, когда
Тиран гремел, грозили казни;
Боясь лишь вечного суда
И чуждый на земле боязни,
Ты пел, и в этом есть краю
Один, кто понял песнь твою.
Тиран гремел, грозили казни;
Боясь лишь вечного суда
И чуждый на земле боязни,
Ты пел, и в этом есть краю
Один, кто понял песнь твою.
Уже в юности Лермонтов имеет ясный и определенный взгляд на то, что должен воспевать в своем творчестве настоящий поэт. В стихотворении поэт воспевает свободу и не склоняется ни перед кем.) Впервые в этом произведении возникает гордый и величественный образ, который найдет яркое воплощение в стихотворениях зрелого периода: поэт - это человек, одаренный «высокой мыслью и душой, ни перед кем не склоняющий «гордого чела», ничего не страшащийся.)
Главный долг поэта – воспевать вольность. Но в современной ему действительности Лермонтов почти не видел таких поэтов.
Острая и меткая характеристика литературы тех лет дается в стихотворении «Журналист, читатель и писатель»
В зрелый период творчества, когда субъективный взгляд на жизнь постепенно уступил место объективному изображению реальной действительности, Лермонтов видит в поэте не одинокого провидца, глашатая «истин вековых», а народного трибуна. Образ такого поэта, пророка и гражданина нарисован в стихотворении «Поэт».
Прослушайте стихотворение «Поэт».
Письменно ответьте на вопросы:
-
Какие образы вы считаете основными и в чем их связь друг с другом?
-
Почему Лермонтов предпослал своим размышлениям о поэзии историю кинжала?
-
Какие строфы вы считаете наиболее важными в развитии основной мысли?
-
В чем оригинальность стихотворения Лермонтова? В чем смысл истории кинжала?
-
Изменяется ли интонация от строфы к строфе? Охарактеризуйте лексику и эпитеты.
-
Какие строфы являются идейным центром стихотворения?
-
Какие художественные приемы усиливают выразительность?
-
Какова роль последней строфы? В чем ее смысл? В чем смысл композиции стихотворения?