Творчество И.А. Бунина
(неделя дистанционного обучения)
Какая мука наше писательское ремесло!..
А какая мука найти звук, мелодию рассказа —
мелодию, которой определяется всё последующее.
И.А. Бунин Урок 1. Художественная идея рассказа "Кукушка".
На уроке вы узнаете, как складывались судьба и творчество писателя И.А. Бунина, при помощи каких средств автор раскрывает внутренний мир человека в рассказе "Кукушка", научитесь определять нравственные качества литературных героев, особенности языка и композиции рассказа.
В тетради по литературе запишите дату и тему урока.
Внимательно прочитайте статью об Иване Алексеевиче Бунине>>. Найдите в статье ответы на вопросы:
|
Прочитайте рассказ "Кукушка" в учебнике на странице 77, посмотрите иллюстрации к рассказу.
И.А. Бунина интересовало мироощущение разных социальных слоев: крестьян, разночинной интеллигенции, помещиков, их жизненный опыт, его истоки. Поэтому авторский взгляд был направлен не столько на конкретные человеческие отношения, сколько на внутренний мир человека. Многие особенности прозы Бунина сложились под воздействием такого поиска.
Художник проникает в глубины души разных людей. Вот почему так органично вплетаются в повествование (или становятся ведущими в лирических жанрах) раздумья самого писателя, способствующие постижению связей между настоящим и прошлым, национальным и общечеловеческим.
Мучителен для автора разрыв между высшими побуждениями и действительным положением вещей. Бесконечность земли и неба, беспредельность их всегда прекрасных метаморфоз несовместимы с ограниченностью и однообразием созданного человеком мирка. В таких рассказах нет психологически разностороннего подхода к личности героев. Отсутствуют и сколько-нибудь их развернутые отношения. «Скрытая камера» улавливает краткий миг предельно острых чувствований, неожиданных, переломных и потому незабвенных для человека.
Прочитайте в учебнике на странице 74 статью "Как я пишу".
Когда вы читали произведение, то, наверно, заметили, что в самом начале преобладают серые цвета. В ранних рассказах Бунина пейзаж выступает не только как фон для событий или средство передачи мыслей, чувств и переживаний персонажа, но и как один из важнейших компонентов повествования. Серый цвет — свидетельство бесприютности героя; метель, стучащая в окна караулки, — символ окончательного запустения и одиночества.
Каким мы видим героя в начале рассказа? Рассмотрите репродукции картины И.Е. Репина «Мужичок из робких».
Кукушка производит такое же впечатление смиренного и запуганного, много повидавшего на своем веку человека.
- Что мы узнаем о судьбе героя?
- Как писатель относится к Кукушке?
- Есть ли в тексте ноты осуждения, неприятия?
Автор не осуждает героя, а, напротив, старается объяснить причины неприязненного отношения к нему со стороны мужиков: «но от кого ему было научиться разуму»; «он был не „серьезный", не „хозяйственный" человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на „неудельного", обездоленного человека и невольно стал таким»; «тогда слышалось в его песне что-то хорошее и грустное, укор кому-то, но неясный укор, потому что Кукушка не любил долго и серьезно раздумывать о своей судьбе».
- Какова роль рассказчика в «Кукушке»?
- Почему слова верхами, шалава, неудельный, лодырь, с дурью, серьезный, не хозяйственный и другие взяты в тексте в кавычки?
Эти слова произносят мужики, именно так характеризующие Кукушку.
Кукушка рисуется как бы с двух точек зрения: с авторской и своей собственной, снаружи и изнутри. В пределах одного контекста взаимодействуют прямая авторская и нелитературная форма повествования, принадлежащая действующим лицам и поэтому имеющая или чужую социально-речевую окраску, или содержащая другую оценку предмета высказывания. Бунин соединил эти формы в одно стилистическое целое. Несмотря на сопровождение «чужого» слова кавычками, стилистическая его закрепленность за собственно авторской речью здесь настолько естественна и органична, что весь отрывок производит впечатление единого стилистически целого. Всякое специфическое слово, бытующее в соответствующей среде, содержит в себе «точку зрения» этой среды, и поэтому употребление его в авторской речи характеризует позицию автора, свидетельствуя о его близости к изображаемой среде, о том, что автор видит все не со стороны, а изнутри, с «внутренней точки зрения».
- Почему радуется Кукушка своему новому положению?
Дом символизирует центр мира, убежища Великой Матери, замкнутость и защиту. Культовый дом, хижина или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, наш мир, вселенную.
- Прочитайте эпизод «За ужином» (от слов «Пока варились картошки...» до слов «...даровать ему тихую и скорую кончину...»). Есть ли детали в эпизоде, которые поразили вас?
Кукушка привык переносить тяготы судьбы. Жизнь научила его мудрому смирению, умению радоваться малому.
Бунин открывает сокровенный смысл однообразного бытия. В изображении внешне скудной жизни проявляется ее истинное, внутреннее содержание. Автор делает акцент не на репликах или поступках героя, а на его настроении, состоянии личности, на общей эмоциональной атмосфере эпизода, всей картины. Экспрессия авторского слова, интонация изложения играют здесь первостепенную роль. В композиции, красках, повторе отдельных элементов, символической деталировке повествования заключены «подтекстовые» обобщения. Писательское раздумье четко обозначено. С развитием повествования оно сложно соотносится с опытом персонажа, поэтому «поворачивается» то одной, то другой своей гранью. Конкретные краски, детали становятся выражением этого внутреннего движения.
- В каких отношениях с миром природы находится Кукушка?
Кукушка живет в гармонии с окружающим его миром природы.
- Как автор изображает маленьких волчат в родном логове?
Волчата тоже в родном доме, рядом с матерью. Их жизнь так же гармонична, как и жизнь Кукушки.
- Какова судьба волчат?
Волчата потеряли родной дом, поэтому неизбежно должны погибнуть.
Проверим, насколько внимательны вы были при изучении материалов урока. Запишите ответы на вопросы в электронной тетради. Для этого перейдите по ссылке своего класса, в верхнем правом углу нажмите "Log in", выберите из списка свою фамилию, введите пароль, нажмите кнопку "Log in". Запишите ответы в комментариях и отправьте на проверку, нажав кнопку "Submit Comment".
Урок 2. Художественная идея стихотворения "Догорел апрельский светлый вечер..."
Ранняя поэзия Бунина наполнена сочными реалистическими зарисовками разных времён года. Художник одержим желанием понять вечное, прикоснуться к неуловимому, разгадать поступь высших сил. Прочитайте стихотворение И.А. Бунина "Догорел апрельский светлый вечер..." на странице 73 в учебнике.
Рассмотрите репродукцию картины И.И. Левитана "Весна. Большая вода".
- Совпадает ли настроение, переданное художником, с настроением в стихотворении?
Прослушайте пьесу П.И. Чайковского из цикла "Времена года" "Подснежник. Апрель".
- Что объединяет произведения живописи, музыки, литературы?
- Какие образы возникают в стихотворении?
- Где отражаются звёзды? Какой смысл приобретает этот образ в контексте стихотворения?
Образы луны, солнца, звёзд - неотъемлемая часть общей живописной картины мира. Но изобразительная сочность как бы подчёркивает их внутренний смысл. Отсюда необычные - чисто бунинские - мотивы отражённого неба: звёзд в глубине озера, "ночного подводного неба". Такие явления в их зрительном восприятии передают сложные попытки человека постичь далёкие таинственные миры.
Противоречие (свет - тьма) сопряжено со сложными человеческими побуждениями и эмоциями. "Неземная красота" бесконечно дорога, но трудно достижима. И поэтому приобщение к ней - всегда возрождение.
- Какие звуки вы слышите в произведении?
- Какой смысл приобретает понятие "тишина" в художественном мире Бунина?
- Какова художественная идея произведения?
Ответы на вопросы запишите в электронной тетради. Для этого перейдите по ссылке своего класса, в верхнем правом углу нажмите "Log in", выберите из списка свою фамилию, введите пароль, нажмите кнопку "Log in". Запишите ответы в комментариях и отправьте на проверку, нажав кнопку "Submit Comment".
7-Н класс >>
Выучите стихотворение наизусть.