Учитель Google

Меню сайта

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Соответствие стилю

Главред

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4547

Форма входа

Статистика

Закладки

Чат

Песнь о Гайавате

Здравствуйте, ребята!

На уроке вы познакомитесь с историко-героическим эпосом американских индейцев. Старинные индейские предания под общим названием «Песнь о Гайавате» объединил Генри Лонгфелло.

Генри Лонгфелло - американский поэт. 

Генри Уодсворт Лонгфелло (англ. Henry Wadsworth Longfellow; 27 февраля 1807, Портленд (Мэн) — 24 марта 1882, Кембридж (Массачусетс)). Происходил из старинной йоркширской семьи, переселившейся в Америку в XVII в. и жившей в строгих пуританских традициях. Поэт воспитывался сначала в маленьком родном городе своём, Портленде, много читал, увлекался Вашингтоном Ирвингом и под его влиянием стал писать стихи.
Университетское образование Лонгфелло получил в Bowdoin College, в Брунсвике, и после годичного пребывания в Европе сделался профессором новых языков сначала в Брунсвике, потом в гарвардском университете; составил целый ряд ценных курсов по европейским литературам, издал несколько переводов с испанского, рассказал свои путевые впечатления в интересной книге «Outre-Mer».
С конца 1830-х годов он всецело отдался делу своей жизни — поэзии. Одним из первых его стихотворений было «Psalm of Life», сразу принёсшее автору большую популярность; в 1839 г. появился первый сборник стихотворений, «Voices of the night», a затем большой автобиографический роман «Hyperion», не имевший успеха.

Затем последовали другие лирические сборники: «Ballads and other poems» (1841), в который вошло знаменитое стихотворение «Excelsior», «Poems on slavery» (1842) и другие. В движении 1840-х годов в пользу освобождения негров Лонгфелло принимал гораздо меньшее участие, чем другие американские поэты, например Витьер и Лоуэлл. Он был неспособен к практической деятельности и, сочувствуя абсолюционистам, выразил это лишь несколькими песнями о невольниках, очень художественными, но менее сильными и негодующими, чем ожидали друзья поэта.

От лирической поэзии Лонгфелло перешел к созданию эпических поэм национально-американского характера. Такова, прежде всего, «Evangeline» (1847), пасторальная поэма из истории первых французских выходцев в Америке; она сразу сделала Лонгфелло национальным поэтом и к началу XX века оставалась одною из настольных книг всякой американской семьи. 

«Песнь о Гайавате» (англ. The Song of Hiawatha) — классический памятник американской литературы. Была издана в США в ноябре 1855 года и сразу принята широким кругом читателей. С тех пор она многократно переиздавалась (за полгода после своего первого издания книга была переиздана 30 раз и переведена почти на все европейские языки).
Эпическая поэма Генри Водсворта Лонгфелло, основанная на легендах индейцев племени Оджибва. Лонгфелло назвал в качестве источника своей поэмы работы этнографа Генри Роу Скулкрафта, в частности, книги «Алгикские Исследования» и «История, условия жизни и перспективы индийских племён США». Действие поэмы происходит в стране оджибуев, на южном берегу Верхнего озера, между Живописными Скалами и Великими Песками.

Бунин перевёл «Песнь о Гайавате» на русский язык. Его перевод до сих пор считается лучшим и непревзойденным. Впервые была напечатана в газете «Орловский Вестник» в 1896 г. В конце того же года типография газеты издала «Песнь о Гайавате» отдельной книгой.

Мифология североамериканских индейцев складывалась в условиях родоплеменного строя и его разложения. Почти у всех племён зафиксированы мифы о сотворении мира, о четырёх стихиях (земля, огонь, ветер, вода), о четырёх сторонах света. Совокупность четырёх начал как символ завершённости и единства мира.

Все явления природы подчинялись невидимой магической силе - Маниту. Духи Маниту вездесущи: они обитают над землёй, на ней и под ней. В трактовке мессионеров, Маниту - "великий дух", аналогичный христианскому Богу.

Прочитайте в учебнике "Вступление".

Страницы 138-139.

Прослушайте часть "Гайавата и Мэджекивис".

Построение и стихотворный размер произведения позаимствованы из карельской «Калевалы».

Ответьте на вопросы:

  1. Какова роль приёма гиперболизации в описании Гайаваты?
  2. Какова цель путешествия героя?
  3. Какой сказочный мотив присутствует в главе?
  4. Какую судьбу предсказывает отец Гайавате?

Если говорить о поэме в целом, то можно отметить, во-первых, сакрализацию материального мира. Всё здесь имеет свой смысл и название, начиная от самой мелкой белки и заканчивая духами воды и воздуха.

Во-вторых, здесь представлен полный жизненный цикл Гайаваты, от рождения до ухода в царство мёртвых, и на его фоне – судьба всего индейского народа, где водоразделом служит приход белого человека на американские земли.

В-третьих, поэма отличается своеобразием языка, образного ряда, мировоззрения. 

Задание

Выучить наизусть фрагмент "Бой Гайаваты и Мэджекивиса" (страница 147). От слов "И начался бой смертельный..." до слов "... Опускается зарёю/ На печальное болото".)