Учитель Google

Меню сайта

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Соответствие стилю

Главред

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4549

Форма входа

Статистика

Закладки

Чат


Поэма "Полтава" - новаторское произведение А.С.Пушкина

Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

А.С. Пушкин

А.С.Пушкин считал необходимым воскресить минувшие века, вновь и вновь возвращаясь к истории («Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Капитанская дочка»). Поэт писал: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы».

     Яркая судьбоносная страница русской истории – Полтавская битва – привлекает внимание поэта. Заглянем и мы на страницы истории и перечитаем эпизод поэмы «Полтавская битва». Посмотрим на Полтавскую битву глазами А.С. Пушкина и подумаем, что для него было главным: изобразить реальные исторические события или психологическое состояние героев?


Поэма «Полтава» А.С. Пушкина написана осенью 1829 г. «Полтава» была новаторским произведением. В поэме Пушкин хотел объединить не­сколько важных политических и личных тем, волновавших его в ту эпоху.

     Тема первая>>

    Тема вторая>>

    Тема третья>>

     Поэт придавал большое значение исторической верности описания и освещения событий в своей поэме, так же как и изображения историче­ских лиц в ней.

                            
 
     Героическое прошлое России становится объектом внимания в поэме. А каков взгляд поэта на Полтавскую битву?    
     Посмотрите видео-урок. Ответьте на вопросы.
 
                   
 

В каком фрагменте "Первой песни" нашли отражение события первого этапа Северной войны?

  • Найдите в тексте слова, в которых проявляется авторское отношение к Карлу XII.
  • Как сочетаются в данном отрывке настоящее и прошедшее? В чём смысл такого художественного приёма?
     Обратимся к "Песни третией".
  • Как изображается наступающий день? Какую метафору содержит строка: «Горит восток зарею новой»?
  • Какова пространственная позиция автора? Является ли поэт участником событий? Чувствуется ли его духовная позиция, отношение к описываемому событию?
  • «Картина Полтавской битвы начертана кистью широкою и смелою… живописец мог бы писать с нее, как с натуры». (В.Г.Белинский «Статьи о Пушкине».) Картина, представленная художником, динамична или статична? Чем достигается динамика?
  • Каков результат начального этапа сражения?
  • Какова палитра чувств данного отрывка?
  • Что хочет сказать поэт словами «поле роковое»?
  • «Уж близок полдень…» Как поэт подчеркивает усталость воинов, передает затишье перед кульминацией боя?
  • Кто вдохновляет воинов? За кем идут полки?
В поэме изображены два полководца – два исторических лица. Какими предстают полководцы в пушкинском тексте? Заполните таблицу в тетради. Рассказать о Петре и Карле помогут следующие вопросы:
 
(Чтобы увеличить таблицу, кликните левой кнопкой мышки)
 
    Вывод. Поэма "Полтава" основана на реальных исторических событиях. Однако Пушкин не летописец, а художник-психолог, создающий из сочетания реальных фактов и восполняющего их творческого домысла, а порой и прямого вымысла большое художественное обобщение.
 
     Домашнее задание. Написать сочинение "Пётр I и Карл XII в поэме "Полтава" по плану:
  1. Изображение в поэме А.С. Пушкина «Полтава» судьбы Русского госу­дарства среди других европейских государств, способности русского народа отстоять свою самостоятельность в борьбе с сильнейшими противниками.
  2. Петр I — символ новой России (целеустремленность, воля к победе русского царя, великодушие, полководческий талант, умение ценить вер­ных ему людей).
  3. Карл XII — воинственный авантюрист и захватчик (слабость и без­различие шведского короля).
  4. Авторская позиция в поэме.