Учитель GoogleМеню сайтаПоискПроверка словаОпросСтатистикаЗакладкиЧат |
Почему мы так быстро всё забываем?
За годы учебной жизни Вы не раз являлись свидетелем или даже «героем» ситуации, когда ученик на уроке не мог ответить на заданный вопрос, хотя накануне он честно выполнял домашнее задание, читал параграф учебника, слушал объяснения учителя. Наверное, каждый из нас бывал в таком положении. Нужная в данный момент информация никак не вспоминалась. Что же происходит? Куда девается информация, поступающая в мозг? Как управлять своей памятью? Не будем углубляться в научные дебри! Договоримся, что рассматривать вопросы развития памяти и основанные на этом техники и приемы успешного учения будем только в практическом ключе. Но сначала всё же минимум теории. Память бывает трех типов: - сенсорная память; - кратковременная (или рабочая) память; - долговременная память.
В момент поступления информации срабатывает сенсорная память. Она ультракороткая, удерживает информацию очень непродолжительное время. Поэтому ничего удивительного, когда ученик не может повторить только что «разжеванный» на уроке материал или когда Вы в спешке прочитали заданный параграф, а вечером или назавтра вдруг обнаруживаете, что ничего из прочитанного не помните. В таких случаях родители и учителя говорят: «В одно ухо влетело, в другое – вылетело!». Это, на самом деле, так и происходит. Если информация из сенсорной памяти не переходит в кратковременную, она безвозвратно теряется. Отсюда первая задача – обеспечить процесс передачи информации в новое хранилище – кратковременную память. Но и в кратковременной памяти информация не хранится вечно. Неслучайно её название: КРАТКОвременная. И если информация в этом хранилище оказывается невостребованной, она по причине ненадобности стирается нашим мозгом. Информация же, переданная в долговременную память, обрабатывается и сохраняется довольно продолжительное время, некоторые ученые полагают, что в течение всей жизни. Таким образом, если мы хотим необходимый нам материал запомнить надолго, мы должны обеспечить его перевод в долговременную память. Этому и будем учиться. Но пока…создадим условия для работы. Качество записи информации в нашей памяти напрямую зависит от двух условий: внимания исосредоточенности. Внимание определяет насколько хорошо и четко записана информация в рабочей (кратковременной) памяти. А сосредоточенность, т.е. концентрация, обеспечивает автоматический перенос изучаемого материала в долговременную память. Что обычно мешает быть внимательным? 1. Спешка и нетерпеливость. Если Вы торопитесь, то внимание направлено не на запоминаемую информацию, а на то, чтобы успеть. 2. Внешние помехи: - Вас отвлекают от процесса запоминания. При этом Ваши мысли рассредоточены. - Мешают шум за окном, неудобная поза, неблагоприятные климатические условия. - Вам часто приходится прерываться по разным причинам. - Вы испытываете постороннее давление. Например, многие люди не могут сосредоточиться, когда кто-нибудь стоит у них за спиной. И я в том числе! 3. Внутренние помехи: - Усталость или плохое самочувствие. - Несоответствующее эмоциональное состояние: возбужденность, волнение, страх, тревога, обида, переполняющая радость и т.д. 4. Действие некоторых лекарственных препаратов, тормозящих умственные процессы. 5. Отсутствие интереса к информации, которую нужно запомнить. 6. Трудность и сложность изучаемого материала, особенно, если Вы не понимаете смысла информации. Как видите, причин, объясняющих отсутствие внимания, довольно много. Однако, чтобы успешно преодолеть неправильную организацию внимания, достаточно честно поставить себе «диагноз»: какого типа невнимательность проявляете Вы. Невнимательность различают трех видов: 1. Рассеянность или порхающее внимание. В психологии так определяется состояние, когда внимание человека не направлено в одну точку, а легко переключается с одного объекта на другой, порхает, словно бабочка. Порхающее внимание характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Понаблюдайте за детьми на детской площадке. Почему многим малышам нужна именно та игрушка, которая находится в руках у другого? Получив же ее, он немедленно требует новую, увиденную у третьего? А это и есть порхающее внимание. Но если такой тип внимания проявляется у взрослых, это свидетельствует о неумении сосредоточенно работать. 2. Внутренне направленное внимание. Иногда его еще называют профессорской рассеянностью. Этот тип невнимательности со стороны выглядит как чудаковатость, но это ошибочное представление. Внутренне направленное внимание возникает в том случае, когда человек полностью погружен в одну какую-то проблему или поглощен одним каким-то видом деятельности, при этом он с трудом переключается. У меня бывали моменты, когда я не могла найти очки. После долгих безуспешных попыток находила их… в холодильнике. Долго потом недоумевала, как я, контролирующая обычно каждое свое действие, могла их туда положить!? Наверняка, подобные моменты бывали и с Вами. Чаще всего внутренне направленное внимание характерно для великих ученых, художников и композиторов. Всем хорошо известны анекдотические случаи из их жизни. Композитор Александр Бородин однажды поехал домой за границу. На таможне, когда проверяли их паспорта, композитор забыл имя своей жены. После неудачных попыток вспомнить, как ее зовут, он повернулся к карете и крикнул: «Катя, пойди сюда! Скажи им, как тебя зовут!» 3. Слабая интенсивность внимания. Этот тип невнимательности связан с ослаблением процессов головного мозга. Такое нарушение возникает в результате перенапряжения, усталости, болезни илинемотивированности. Какой же тип невнимательности характерен для Вас? Согласитесь, что большинство ответит: третий. При постановке диагноза тут же находим и «лекарство» для избавления от нарушений в организации процесса усвоения и запоминания знаний: МОТИВАЦИЯ. И механизм функционирования памяти будет выглядеть так: ПОТРЕБНОСТЬ В УСВОЕНИИ ИНФОРМАЦИИ – МОТИВАЦИЯ – ВНИМАНИЕ – КОНЦЕНТРАЦИЯ – ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ. Теперь все этапы процесса запоминания информации надолго и прочно перед нами налицо. Можно переходить к практической стороне, т.е. конкретным техникам, чем и займемся в дальнейшем. А пока подведем итоги. Резюме: 1. Процесс записи, перезаписи и сортировки информации происходит в кратковременной памяти (аналог – оперативная память в компьютере). Она работает постоянно. В нее попадает все, что мы пытаемся запомнить в настоящий момент времени, но каждый последующий поток новой информации стирает предыдущий. 2. Долговременную память можно сравнить с жестким диском компьютера или диском CD-R, на которых информация записывается раз и навсегда. 3. Для успешной работы памяти необходимы: - внимание – т.е. база кратковременной памяти; - концентрация – понимание высокого уровня важности информации, которая определяет необходимость записи информации в долговременную память.
При подготовки статьи использована литература: · Е.Разумовская «Как быстро развить память для запоминания иностранных слов, цифр и любой информации» · Т.Б.Никитина «Как развить суперпамять, или запоминаем быстро и легко» |