Cмысл названия и художественная идея
рассказа А. Куприна "Аllez!"
На уроке вы выявите смысл названия и художественную идею рассказа "Allez!", ответите на вопросы по произведению, поработаете с материалами рубрики "Для вас, любознательные!"
«...Всех нас в ранней юности цирк восхищал, волновал и радовал. Кто из нас избежал его чудесной, здоровой, крепящей магии? Кто из нас забыл этот яркий свет, этот приятный запах конюшни, духов, пудры и лайковых перчаток, этого шелка и атласа блестящих цирковых костюмов, щелканье бича, холеных, рослых, прекрасных лошадей, выпуклые мускулы артистов?.. И возвращались мы из цирка домой широкими и упругими шагами, круто выпятив грудь, напрягая все мускулы. Легкие бывали у нас расширены от беззаботного, громкого, доброго хохота, и как ловко мы перепрыгивали через лужи!» Так писал А.И. Куприн, с детства хорошо знавший и любивший цирк. Девятилетним мальчиком он познакомился с будущим знаменитым клоуном и дрессировщиком Анатолием Леонидовичем Дуровым (Дурову было тогда четырнадцать лет). «Анатолий демонстрировал свои номера перед товарищами, — вспоминал Куприн. — Он вертелся колесом, ходил на руках и изображал клоуна... Тайно я благоговел перед ним...» |
Куприн был дружен и с его братом, также знаменитым дрессировщиком Владимиром Леонидовичем Дуровым. Очень любил замечательного клоуна и акробата-прыгуна Джакомо Чирени (Жакомино), который стал другом семьи Куприных. Писатель посвятил ему свой рассказ «Мария Ивановна». Большим приятелем Куприна был клоун Таити Джеретти.
Писатель сохранил на всю жизнь любовь к цирку и цирковым артистам. Он восхищался их ловкостью, смелостью, мужеством, силой, благородством и необыкновенно сильным чувством товарищества.
Обо всем этом он написал в своих рассказах, посвященных цирку: «Лолли», «Allez!», «В цирке», «Дочь великого Барнума», «Ольга Сур» и «Блондель» — о знаменитом французском канатоходце и укротителе зверей. Куприн объяснял свою любовь к цирку тем, что там человек выявляет свои возможности, демонстрируя мужество, истинную ловкость и силу духа.
Тема любви занимала значительное место в творчестве писателя. Произведения Куприна, посвященные любви, всегда увлекательны по сюжету, по своей драматической насыщенности. В них всегда высокое противостоит низкому, благородное — низменному, прекрасное — уродливому, постоянно звучат мотивы искренней, зачастую неразделенной любви, высокого трагедийного накала достигает столкновение добра и зла, духовной красоты и духовного уродства. К таким произведениям принадлежит paccказ «Allez!».
Французское слово «allez», ставшее лейтмотивом рассказа, было одно из наиболее распространенных в старой цирковой терминологии. Оно обычно произносилось перед осуществлением наиболее опасного и эффектного трюка.
- В какие моменты жизни Норы звучит слово «allez»?
- Какие детали подчеркнуты в описании портретов героев рассказа? Выпишите слова и фразы, характеризующие героев.
- Выпишите из текста детали, подчеркивающие состояние героини.
- Какие детали в описании клоуна Менотти свидетельствуют о его сущности?
- Что означает слово "претенциозный"?
- Что объединяет Менотти и героев рассказа с глупо красивыми лицами, напомаженными проборами, взбитыми коками, закрученными усами?
- Почему Нора не замечала этой жестокости, видя в Менотти необычайное, верховное существо, почти Бога?
В стенах холодного цирка, среди жестоких людей, героиня чувствовала себя бесконечно одинокой. И вот наконец появился человек, который проявил участие в ее судьбе, спросив о здоровье. Это и вызвало сильное чувство.
- Почему Нора в первый раз в жизни сама себе приказала: «Allez!»?
Это слово героиня слышала много раз, всегда испытывая страх перед неизвестностью. Когда трюк заканчивался — становилось нестрашно.
И теперь Нора должна была выполнить этот трюк, чтобы преодолеть страх и боль обиды и одиночества.
В рассказах Куприна любовь гибнет, когда люди поставлены в жизненные обстоятельства, исключающие достижение счастья. Любовь неразделенная, порою опошленная, любовь, дающая счастье,— горькое счастье! - лишь тому, кто любит самоотверженно и одиноко и даже смерть принимает как высший дар любви,— вот вариации этой темы в творчестве Куприна. Невозможность достичь подлинного счастья, вкусить радость любви разделенной, познать духовную близость — все это следствие жестокости и эгоизма, царящих на земле. Но в душе человека не умирает стремление к прекрасному. Этот мотив звучит в трагических любовных историях, рассказанных Куприным, и вносит особое очарование, просветление, жизнеутверждающую ноту.
Статья в учебнике «Для вас, любознательные!».
Прочитайте статью в учебнике на стр. 111.
- Как вы думаете, почему автор не сразу оставил окончательное название рассказа?
Холодное и колючее слово «allez» вполне созвучно миру жестокости, подлости, равнодушия, в котором живет беззащитная Нора. В рассказе вся горькая судьба героини и ее смерть сопровождаются словом «allez», и это придает удивительную цельность произведению. Оно как бы заключено в рамки этого слова, выполняющего, таким образом, важную композиционную функцию.