Учитель GoogleМеню сайтаПоискПроверка словаОпросСтатистикаЗакладкиЧат |
...добродушные жулики из «Ревизора».
В. Набоков.
Разоблачение нравственных
и социальных пороков чиновничества
в комедии «Ревизор».
Продолжаем разговор о комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". На уроке мы раскроем жизненную основу комедии; объясним природу гоголевского смеха; попытаемся понять обстоятельства, которые привели чиновников к ошибке. Будем самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли, а также анализировать текст.
К.С. Станиславский советует читать пьесу просто, но с хорошим пониманием сути, главной линии ее внутреннего развития. Мы с вами последуем этому совету, опираясь на его утверждение, что «лучший способ познать пьесу — это проследить: как зарождается и развивается в ней конфликт, за что и между кем ведется борьба, какие группы борются и во имя чего? Какую роль в этой борьбе играет каждый персонаж, каково его поведение?» Поэтому мы должны не просто читать, комментировать пьесу, а проследить за развитием драматического конфликта.
Гоголь, создавая портрет общества и показывая несовершенство человека, лишенного нравственного закона, находит новый тип драматургического конфликта. Естественно было бы ожидать, что драматург пойдет путем введения в конфликт героя-идеолога, скажем, истинного ревизора, служащего "делу, а не лицам", исповедующего истинные представления о назначении человека и способного разоблачить чиновников уездного города.
В комедии нет ни героя-идеолога, ни сознательного обманщика, водящего всех за нос. Чиновники сами обманывают себя, буквально навязывая Хлестакову роль значительного лица, заставляя его играть ее. Алогизм их мышления и все возрастающий страх, затмевающий разум, заставляют принять "сосульку, тряпку", "вертопраха" за ревизора. Герои, всячески обхаживая Хлестакова, устремляются в никуда, в погоню за пустотой, миражом. Именно это обстоятельство заставляет говорить о "миражной интриге", которой оборачивается ситуация заблуждения в "Ревизоре".
Работа над I действием пьесы.
Еще раз познакомьтесь с «афишей».
- Обратите внимание на время и место действия. Что можно сказать?
Уездный город удален от центра, не зря Городничий замечает: «Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Время действия — 1831 год, так как судья докладывает Хлестакову, что он с 1816 года был избран на трехлетие по воле дворянства, а теперь сидит уже на судейском стуле пятнадцать лет.
Прочитаем 1, 2 явление I действия.
Нарисуйте словесный образ уездного города.
Дочитаем 1 действие до конца.
Постепенно из мелких деталей и черточек возникает перед нами, читателями, образ города. Из реплик персонажей и материала таблицы, которую вы заполнили после предыдущего урока, мы можем сделать некоторые выводы об особенностях этого города.
Во-первых, гоголевский город — это модель города вообще, поскольку представленными на сцене оказываются практически все основные стороны любой административно-территориальной единицы. В том числе и государства.
Во-вторых, уже по I действию пьесы можно сказать, что дела во всех сферах городской жизни обстоят неблагополучно. Но самое страшное то, что люди, живущие в этом городе, вовсе и не подозревают, что можно жить по-другому.
Итак, мы увидели фон пьесы, на котором происходит действие и теперь постараемся вникнуть в суть зарождения драматического конфликта. Для этого вновь вернемся к первой фразе Городничего, произнесенной в первом явление I действия.
- Прочитайте первые фразы Городничего в первом действии. Почему эта фраза навела страх на городских чиновников?
Гениальный драматург сумел найти такую фразу, которая является в полном смысле ключевой, запускающей. Поэтому эта фраза на всех чиновников наводит страх, потому что дела в городе, где происходит действие пьесы, идут из рук вон плохо.
- Объясните, почему Городничий, который "тридцать лет живет на службе", которого "ни один купец, ни один подрядчик не мог провести", который "мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать", который "трех губернаторов обманул", сам обманулся на счет Хлестакова, в котором "вот просто ни на полмизинца не было похожего" на ревизора?
- Какие меры пытаются принять чиновники перед приездом Ревизора?
Ребята, мы увидели, что с начала комедии полноправным участником пьесы становится страх, который возрастает от действия к действию и найдет свое максимальное выражение в немой сцене. По меткому выражению Ю.Манна, «ревизор» - это целое море страха».
Задание.
Подтвердите эти слова текстом, найдите как можно больше разного рода проявлений страха в репликах героев и в авторских ремарках. Я начну, а вы продолжите:
Городничий. Батюшки, не милы мне теперь ваши зайцы: у меня инкогнито проклятое сидит в голове. Так и ждешь, что вот отворится дверь и - шасть...
Бобчинский. ... так он ив тарелку к нам заглянул. Меня так и проняло страхом.
Городничий.... Пусть каждый возьмет в руки по улице... черт возьми, по улице! — по метле! И вымели бы всю улицу, что идет к трактиру, и вымели бы чисто.
Приведите ещё примеры.
- Итак, что является завязкой комедии?
Критики считают, что в первом же действии две завязки: письмо Чмыхова и появление Добчинского и Бобчинского с известием о приезде мнимого ревизора.
При появлении Хлестакова мираж как бы материализуется. В сцене первого свидания с ним Городничегоe у последнего пропадают всяческие сомнения на сей счет. А почему? Ведь все говорит не в пользу Хлестакова, и даже Городничий замечает это: "А ведь какой невзрачный, низенький, кажется, ногтем бы придавил его". Но Антон Антонович не придает своим наблюдениям никакого значения, и лишь чтение письма к "душе Тряпички-ну" откроет ему истину.
Домашнее задание.
Р.S. Вопросы по уроку можно задавать в чате.
|