Учитель Google

Меню сайта

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Соответствие стилю

Главред

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4547

Форма входа

Статистика

Закладки

Чат

...добродушные жулики из «Ревизора».
В. Набоков.
 
Разоблачение нравственных
и социальных пороков чиновничества
в комедии «Ревизор».

 
      Продолжаем разговор о комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". На уроке мы раскроем жизненную основу комедии;   объясним природу гоголевского смеха;   попытаемся понять обстоятельства, которые привели чиновников к ошибке. Будем самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли, а также анализировать текст.
    
     К.С. Станиславский советует читать пьесу просто, но с хорошим пониманием сути, главной линии ее внутреннего развития. Мы с вами последуем этому совету, опираясь на его утверждение, что «лучший способ познать пьесу — это проследить: как зарождается и развивается в ней конфликт, за что и между кем ведется борьба, какие группы борются и во имя чего? Какую роль в этой борьбе играет каждый персонаж, каково его поведение?» Поэтому мы должны не просто читать, комментировать пьесу, а проследить за развитием драматического конфликта. 
     Гоголь, создавая портрет общества и показывая несовершенство человека, лишенного нравственного закона, находит новый тип драма­тургического конфликта. Естественно было бы ожидать, что драматург пойдет путем введения в конфликт героя-идеолога, скажем, истинного ревизора, служащего "делу, а не лицам", исповедующего истинные представления о назначении человека и способного разоблачить чи­новников уездного города. 
     В комедии нет ни героя-идеолога, ни сознательного об­манщика, водящего всех за нос. Чиновники сами обманывают себя, буквально навязывая Хлестакову роль значительного лица, заставляя его играть ее. Алогизм их мышления и все возрастающий страх, затме­вающий разум, заставляют принять "сосульку, тряпку", "вертопраха" за ревизора. Герои, всячески обхаживая Хлестакова, устремляются в ни­куда, в погоню за пустотой, миражом. Именно это обстоятельство за­ставляет говорить о "миражной интриге", которой оборачивается си­туация заблуждения в "Ревизоре".
 
     Работа над I действием пьесы.
 
     Еще раз познакомьтесь с «афишей».
 
 
 
    - Обратите внимание на время и место действия. Что можно сказать?
 
     Уездный город удален от центра, не зря Городничий замечает: «Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Время действия — 1831 год, так как судья докладывает Хлестакову, что он с 1816 года был избран на трехлетие по воле дворянства, а теперь сидит уже на судейском стуле пятнадцать лет.
 
     Прочитаем 1, 2 явление I действия.
 
      Нарисуйте словесный образ уездного города. 
 
      Дочитаем 1 действие до конца.
 
 
     Постепенно из мелких деталей и черточек возникает перед нами, читателями, образ города. Из реплик персонажей и материала табли­цы, которую вы заполнили после предыдущего урока,  мы можем сделать некоторые выводы об особенностях этого города.
     Во-первых, гоголевский город — это модель города вообще, поскольку представленными на сцене оказываются практически все основные стороны любой административно-территориальной единицы. В том числе и государства.
     Во-вторых, уже по I действию пьесы можно ска­зать, что дела во всех сферах городской жизни обстоят неблагополучно. Но самое страшное то, что люди, живущие в этом городе, вовсе и не подозревают, что можно жить по-другому.
 
    Итак, мы увидели фон пьесы, на котором происходит действие и теперь постараемся вникнуть в суть зарождения драматического кон­фликта. Для этого вновь вернемся к первой фразе Городничего, произ­несенной в первом явление I действия.
 
     - Прочитайте первые фразы Городничего в первом действии. Почему эта фраза навела страх на городских чиновников?
 
     Гениальный драматург сумел найти такую фразу, которая является в полном смысле ключевой, запускающей. Поэтому эта фраза на всех чиновников наводит страх, потому что дела в городе, где происходит действие пьесы, идут из рук вон плохо.
 
     - Объясните, почему Городничий, который "тридцать лет живет на службе", которого "ни один купец, ни один подрядчик не мог провести", который "мошенников над мошенниками обманы­вал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать", который "трех губернаторов обманул", сам обманулся на счет Хлестакова, в котором "вот просто ни на полмизинца не было похожего" на ревизора?
 
     - Какие меры пытаются принять чиновники перед приездом Ревизора?
 
    Ребята, мы увидели, что с начала комедии полноправным участником пьесы становится страх, который возрастает от действия к действию и найдет свое мак­симальное выражение в немой сцене. По меткому выражению Ю.Манна, «ревизор» - это целое море страха».
 
    Задание.
 
    Подтвердите эти слова текстом, найдите как можно больше разно­го рода проявлений страха в репликах героев и в авторских ремарках. Я начну, а вы продолжите:    
 
    Городничий. Батюшки, не милы мне теперь ваши зайцы: у меня ин­когнито проклятое сидит в голове. Так и ждешь, что вот отворится дверь и - шасть...
    Бобчинский. ... так он ив тарелку к нам заглянул. Меня так и про­няло страхом.
    Городничий.... Пусть каждый возьмет в руки по улице... черт возь­ми, по улице! — по метле! И вымели бы всю улицу, что идет к трактиру, и вымели бы чисто.
 
    Приведите ещё примеры.
 
    - Итак, что является завязкой комедии?
 
    Критики считают, что в первом же действии две завязки: письмо Чмыхова и появление Добчинского и Бобчинского с известием о приезде мнимого ревизора.
   
    Завязывается миражная интрига при появлении Бобчинского и Добчинского с известием о ревизоре.
    Слова Добчинского ("Он и денег не платит и не едет. Кому же быть, как не ему? И подорожная прописана в Саратов"), подкрепленные замеча­ниями Бобчинского ("Он, он, ей-богу он... Такой наблюдательный: все об­смотрел. Увидел, что мы с Петром-то Ивановичем ели семгу... так он и в тарелки к нам заглянул. Меня так и проняло страхом"), по совершенно непонятной причине убеждают чиновников в том, что за Иваном Алек­сандровичем Хлестаковым и скрывается "инкогнито проклятое".
 
        При появлении Хлестакова мираж как бы материализуется. В сце­не первого свидания с ним Городничегоe у последнего пропадают всяческие со­мнения на сей счет. А почему? Ведь все говорит не в пользу Хлестакова, и даже Городничий замечает это: "А ведь какой невзрачный, низень­кий, кажется, ногтем бы придавил его". Но Антон Антонович не придает своим наблю­дениям никакого значения, и лишь чтение письма к "душе Тряпички-ну" откроет ему истину.
  
               Миражная интрига заключается в превращении Хлестакова в зна­чительное лицо, в государственного человека, то есть в наполнении полной пустоты вымышленным содержанием. Ее развитие обусловле­но не только страхом и нелогичностью мышления чиновников, но не­кими качествами самого Хлестакова.
    Гоголь раскрывает самый момент «ошибок». То, что Хлестаков за­глянул в тарелку Бобчинского и Добчинского, послужило основанием для городничего принять его за ревизора. А ещё решающими аргу­ментами в определении личности ревизора явились его «недурная на­ружность», «партикулярное платье», «в лице этакое рассуждение... физиономия... поступки», а главное то, что другую уж неделю живет в го­роде, «из трактира не едет, забирает всё на счет и ни копейки не хочет платить». «Вот он — источник комического и смешного!» - писал В.Г.Белинский. Для ошибки городничего в сущности повода почти и не требовалось: он был в таком состоянии, что любое абсурдное утвер­ждение казалось ему важным доказательством.
       
     С этого момента события начинают разворачиваться быстро, ак­тивно развивается действие. Новость уже не подвергается сомнению. Все силы и энергия городничего и чиновников направлены на то, что­бы скорее распознать, что за человек приезжий чиновник: молодого человек «скорее пронюхаешь, - убежден городничий - беда, если ста­рый черт...»
    О состоянии городничего красноречиво говорят авторские ремар­ки: «в страхе» «хватился за голову». Ремаркой «в сторону» драматург под­сказывает читателю и актеру, что слова, следующие далее, произносятся как бы про себя: их никто из присутствующих не слышит. Это самые со­кровенные чувства и мысли действующих лиц. В пьесе ремарки «в сто­рону» имеют особое значение, так как они выявляют и помогают понять, какую двойную игру ведут городничий и чиновники города с мнимым ревизором, стремясь скрыть истинное положение дел в городе.
    Отвергнув предложение Земляники и Ляпкина-Тяпкина, почи­тавших необходимым встречать ревизора «парадом», торжественной процессией, городничий решает отправиться в гостиницу «приватно», т.е. частным образом, неофициально, «для прогулки».
  
    Домашнее задание.
  1. Почему городничий решает отправиться в гостиницу «приватно»? (на этот вопрос вы дадите небольшой письменный ответ, прочитав II, III действия комедии.)
  2. Внимательно прочитайте явление восьмое II действия. Обратите внимание на то, как показаны изменения в мыслях, чувствах, в поведении героев? 
  3. Выпишите в тетрадь ремарки, определяющие поведенческую линию городничего и Хлестакова в их диалоге.
  4. Подумайте над эпиграфом к уроку? Добродушны ли жулики из «Ревизора»?
    Р.S. Вопросы по уроку можно задавать в чате.