Гавриил Романович Державин: личность, творчество.
Здравствуйте, ребята!
На уроке вы познакомитесь с жизнью и творчеством Г.Р. Державина. Определяя место Гавриила Романовича Державина в русской поэзии, В.Г. Белинский совершенно точно сказал: “Поэзия не родится вдруг, но, как всё живое, развивается исторически; Державин был первым живым глаголом юной поэзии русской”.
Гавриил Романович не создал новой нормы поэтического языка в том смысле, как это сделал М.В. Ломоносов, вооруживший русскую поэзию твердыми представлениями о метрике, строфике, сочетаемости окончаний и рифм, стилевых норм словоупотребления (без этих представлений и Г.Р. Державин как поэт был бы невозможен). Державин не создал своей литературные школы, как это сделали Ломоносов и Сумароков: державинский поэтический стиль навсегда остался уникальным явлением в русской поэзии. Но в этом своеобразном поэтическом языке наметилась сфера некоей содержательности эстетической значимости, без которой после Державина русская поэзия уже не смогла обходиться. Ломоносов и Державин вместе создали русскую поэзию. Если Ломоносов дал ей метрические и ритмические формы - так сказать, тело, оболочку, то Державин вдохнул в неё живую душу, и в его резко индивидуальном поэтическом стиле выразились универсальный эстетические основы ведущей русской лирики.
Продолжатель дела М.В. Ломоносова, Г.Р. Державин был для русской литературы классицизма не только гениальным поэтом, но и просветителем. Сделав карьеру при дворе, занимаясь политикой и юриспруденцией, он развил свой литературный талант. Так у кого же всё-таки учился Державин? Как он начинал писать стихи, как изменялось их творческая направленность? Поэтическая судьба его необычна, как, впрочем, необычен и неординарен весь его жизненный путь. Младший современник Ломоносова, родившийся за год до смерти Кантемира, Державин явился непосредственным предшественником не только Карамзина, но и Батюшкова, Жуковского, наконец - это самое главное - Пушкина.
Стихотворение Г.Р. Державина "Памятник" мы изучали в 7 классе. Вспомните, что вам известно о жизни и творчестве писателя.
Посмотрите видеоурок
Одно из центральных произведений Г.Р. Державина - ода "Фелица", которая была создана в 1782 г. в Петербурге.
Друзья, которым Державин прочитал её, вынесли произведению неумолимый приговор: ода превосходна, но напечатать оду невозможно из-за неканонического изображения императрицы и сатирических портретов екатерининских вельмож, легко узнаваемых современниками. Державин положил оду в ящик бюро, где она пролежала около года.
Весной 1783 года президент Российской академии княгиня Екатерина Романовна Дашкова в журнале “Собеседник любителей российского слова” по рекомендации Осипа Петровича Козодавлева без ведома автора анонимно напечатала оду "Фелица". Дашкова преподнесла первый номер журнала императрице Екатерине II. Та, прочитав произведение, растрогалась до слез и стала интересоваться автором оды. Княгиня открыла имя поэта и поведала о нём много хорошего. Через некоторое время Державин получил по почте конверт, в котором лежали золотая табакерка, инкрустированная бриллиантами, и 500 золотых рублей. Вскоре поэт был представлен императрице и облагодетельствован ею. Публикация оды сделала Державина знаменитым, он вошел в число первых поэтов России.
Главная героиня оды - императрица Екатерина II, названная поэтом Фелицей. И это имя выбрано не случайно. Дело в том, что в 1781 году Екатерина II для своих внуков Александра и Константина написала несколько “забавно-поучительных” произведений и среди них “Сказку о царевиче Хлоре”. Эта сказка несколько раз переиздавалась, была хорошо известна и популярна не только потому, что вполне соответствовала идеалам Просвещения: в ней говорилось о воспитании идеальной личности, обладающей высоким морально-нравственными и интеллектуальными достоинствами, умеющей подчинить разуму свои чувства и желания.
Фелица - вымышленное имя киргизской царевны, мудрой героини сказки, которую Екатерина II написала для внуков.
Послушайте отрывок из оды.
К гражданским одам Державина примыкает и знаменитое стихотворение "Властителям и судиям", за которое поэт попал в немилость. Произведение написано в 1780 г., но не было допущено к публикации цензурой. Напечатано в 1788 г. в журнале "Зеркало". Державин сам назвал его "гневной одой". Императрица Екатерина II отозвалась на появление этого стихотворения резко: "Якобинец!". На что Гавриил Романович, переложивший в этом стихотворении 81-й псалом (библейское песнопение) царя Давида, ответил: "Тогда и ветхозаветный царь Давид был якобинец".
Прочитайте стихотворение в учебнике.
Письменно ответьте на вопросы:
1. Какова тема стихотворения? К кому гневно обращается поэт?
2. Какова главная мысль (идея) произведения? Что осуждает Г.Р. Державин?
3. В стихотворении 7 строф. На сколько частей можно разделить оду? Запишите композицию.
4. Каков язык стихотворения?
5. Значение произведения.
Итак, согласно державинской идее государственности власть не должна подминать под себя человека. Закон должен быть не только справедливым, но и гуманным. Поэт приходит к выводу: цари на самом деле смертны, как и все, и так же подвержены страстям.
Однако в то время нужна была большая смелость, чтобы открыто восстать против произвола властителей.
Спасибо за работу!
Р.S. Во вторник урок литературы будет заменён другим уроком. Задание по литературе на вторник опубликовано на сайте дистанционного обучения.