Учитель GoogleМеню сайтаПоискПроверка словаОпросСтатистикаЗакладкиЧат |
М. Горький. "Свинцовые мерзости дикой русской жизни"
Здравствуйте, ребята! На уроке вы познакомитесь с биографией Максима Горького, узнаете, почему он выбрал себе такой символический псевдоним и что оказало сильное влияние на становление его литературного таланта. Кроме этого, прочитаете главы из произведения "Детство" и выявите особенности новаторства писателя, проявляющегося в неуклонном утверждении растущей изо дня в день "могучей силя света", которая обнаруживается в мироощушении Алексея Пешкова. Посмотрите видеоурок "Встреча с Максимом Горьким" Прочитайте избранные главы из повести "Детство". Страницы 13-60 (часть II ). Замысел автобиографического произведения возник у писателя в первые годы его литературной работы. В 1893 г. он уже набрасывает заметки о своем детстве. Вплотную к работе над автобиографическим произведением, задуманным как широкое эпическое повествование, Горький приступил в 1910-е гг. Это одно из самых проникновенно-поэтических созданий мирового искусства. Трилогия — три самостоятельных произведения, объединенных в одно целое общностью идей, преемственностью сюжета, главными героями. У Горького это рассказ о себе и широкое эпическое повествование о целом поколении русских людей 1870—1880-х гг., прошедших трудный, подчас мучительный путь идейных и нравственных исканий. Жизнеописание Алексея Пешкова становится произведением о русской народной жизни и судьбе простого человека России.
К созданию художественного произведения на биографическом материале Горький обращается не случайно. Прежде всего историю своего тяжелого детства Горький воспринимал, как явление глубоко типическое и «цельное, как то личное, которое, будучи характерным выражением общего, дает возможность писателю поднять собственно биографический материал до уровня обобщенной художественной правды. Изображая типическую картину детства выходцев из народа, показывая развитие ребенка в сложном взаимодействии различных воспитательных влияний (семьи, улицы, жизни со всеми ее острыми социальными противоречиями), Горький тем самым нарушает традицию классической автобиографической повести, ее замкнутость в рамках узкого круга семейно-бытовых отношений. В поле наблюдения Алеши Пешкова попадают многообразные впечатления бытия с их суровой, обнаженной правдой. С первых же страниц «Детства» начинает звучать тема несоответствия красоты мира и взаимоотношений между людьми. Словарная работа. Свинцовые мерзости — о неприглядных сторонах жизни. Эпитет – это слово или выражение в художественном тексте, которое несет в себе особо выразительные свойства. Конструкция эпитета: прилагательное + существительное. Сравнение – это прием, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением или понятием с целью выделить какой-либо особо важный признак. Конфликт — это схватка между персонажами художественного произведения или между персонажами и средой, героем и обстоятельствами. Пороки — 1) безнравственные черты характера 2) поступки, противоречащие общепринятой морали. Выполните задания в рабочей тетради на печатной основе (часть II). 1. Запишите цитаты - названия глав почести "Детство". 2. Выпишите слова из описания порта и дома деда, которые разрушают ощущение гармонии, испытанное мальчиком на пароходе. 3. Как в речи старика Каширина проявляются качества его характера? Запишите комментарии цитат в правую колонку таблицы.
4. Продолжите фразу: Новаторство Горького не в "максимальном" изображении "свинцовых мерзостей" прошлого, а в неуклонном утверждении "могучей силы света", которая обнаруживается в отношении горьковских героев к миру и людям, в мироощущении Алексея Пешкова. Горьковская мысль о том, что в глубине народной России "талантлива и крупна", "богата великими силами и чарующей красотой" находит свое художественное воплощение в повести "Детство". Домашнее задание. 1. Подготовить рассказ о Хорошем Деле, Цыганке, Мастере Григории. 2. Подготовить художественный пересказ эпизода пожара. |