Учитель GoogleМеню сайтаПоискПроверка словаОпросСтатистикаЗакладкиЧат |
"Я писатель, и в этом моё призвание". Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Здравствуйте, ребята! На уроке вы познакомитесь с некоторыми фактами биографии писателя, выявите особенности его сказок.
Обычно с детством у человека связаны самые светлые воспоминания. Но Салтыков с содроганием говорил о своих детских годах. На всю жизнь для него «пошехонская старина» осталась домашним адом. Что же это за край, Пошехонье? Отчего так безрадостна память о проведенных здесь годах? Земли к северу от Москвы в Калязинском уезде Тверской губернии принято было считать захолустьем, углом, затерявшимся где-то среди болот и лесов. Когда на Пошехонье опускались сумерки, над болотами поднимался густой туман, который всю окрестность окутывал сизою, клубящеюся пеленой. В этом краю, в селе Спас-Угол, в семье быстро богатеющих помещиков Евграфа Васильевича и Ольги Михайловны Салтыковых 15 января 1826 г. родился сын Михаил.
Дом в имении Спас-Угол, где родился М.Е.Салтыков-Щедрин. Художник Д. Афанасьев. В детстве его сильно задевали безропотность образованного, слабохарактерного, набожного отца и властность маменьки, ее чрезвычайно суровый нрав, ее бесконечные угрозы и наказания, не в последнюю очередь касавшиеся и детей. Ольга Михайловна разделила своих детей на «любимчиков» и «постылых». Как бы там ни было, к шести годам Михаил бойко говорил на немецком и французском языках, а через год или два мог уже читать и писать по-русски.
В 1836 г. Ольга Михайловна сама привезла сына в Москву и определила в Дворянский институт. Здесь начались у Михаила первые систематические занятия по русскому и иностранному языкам, латыни, был привит интерес к отечественной словесности. Здесь произошло первое знакомство со стихами Лермонтова. Каждые полтора года институт направлял двух лучших воспитанников продолжать образование на казенный счет в Царскосельский лицей. В 1838 г. выбор пал на Михаила Салтыкова. В Лицее Михаил увлекся сочинительством, философией, его интересовали русские журналы, в частности статьи критического и полемического содержания. В 1844 г. Михаил, окончив Лицей, служит в канцелярии военного министерства. С помощью друзей Салтыков становится сотрудником передовых журналов той поры — «Отечественных записок» и «Современника», пишет рецензии преимущественно на детские и учебные издания. В апреле 1848 г. его арестовывают за участие в «пятницах» М.В. Петрашевского и отправляют на обязательную службу в Вятку. За молодым чиновником учрежден строгий надзор полиции.
Салтыкову претила сама идея примирения с тем политическим строем, о будущей погибели которого так недавно еще и так горячо и возвышенно он мечтал в Петербурге. Главная опора самодержавия — дворяне-помещики, сановные бюрократы — стали основным объектом щедринского обличения. Никому почти не известное в литературном мире имя Салтыкова скоро сделалось популярным. К нему прибавилось другое слово, короткое, ехидное и вместе с тем доброе - Щедрин. Считают, что литературное имя Салтыкова заимствовано у встреченного им на вятских дорогах 74-летнего старца - раскольника Трофима Тихоновича Щедрина. Читающая публика заговорила о новом сатирике как о наследнике Гоголя. Он рассматривал литературу как могучий фактор общественного преобразования. Образы народных сказок, фольклорные приемы повествования были творчески восприняты, трансформированы и подчинены действенному сатирическому обличению угнетателей народа. Прочитайте СТАТЬЮ О ПИСАТЕЛЕ и составьте на её основе в тетради по литературе хронологическую таблицу:
Посмотрите видеоурок
Подготовьте рассказ о "Сказках для детей изрядного возраста" (почему так названы сказки, для кого предназначены, почему были запрещены цензурой, какие фольклорные элементы встречаются, по следам какого древнегреческого баснописца идёт Салтыков-Щедрин). Домашнее задание: прочитать сказку "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" на странице 311, обратить внимание на детали, подготовиться к тесту по произведению. |