Владимир Дубровский - доблестный гвардейский офицер,
необыкновенный учитель и благородный разбойник
Здравствуйте, ребята!
Мы продолжаем разговор о романе А.С. Пушкина "Дубровский". На уроке вы выявите причины неспособности героя, наделённого лучшими личностными качествами, изменить несправедливые законы, признанные обществом.
1. Определение мотивов поступков героя.
- Чем чаще всего руководствуется в своих поступках Дубровский - чувствами или трезвым расчётом?
- Почему Дубровский не подал апелляцию и окончательно потерял права на владение имением?
Владимир тяжело переживает болезнь отца. Поглощённый своими чувствами, он бездействует. Это и приводит к катастрофе - потере имения. Во время похорон отца Владимир не плакал, не молился, первый подошёл проститься с телом и "поспешно удалился, всех опередил и скрылся в Кистенёвскую рощу". Горе Дубровский переживает глубоко. Он опасается, что не сможет дольше сохранять самообладание и обнаружит свои чувства при всех.
Найдите в тексте цитаты, передающие состояние Владимира Андреевича в Кистенёвской роще.
- Пытается ли герой найти выход из сложившейся ситуации?
2. Герой в поисках выхода.
Прочитайте конец V главы.
- Какие "странные" чувства волновали героя, когда он увидел крестьян, готовых к бунту?
- Почему дворовые решились на бунт?
- Чем объясняется приказ Дубровского разойтись по домам?
После бунта Владимир не может уже освободиться от чувства протеста. Герой не может допустить, чтобы дорогие его сердцу воспоминания о матери и отце были осквернены прикосновением чужих равнодушных рук. Разговор с Архипом подсказал ему, как можно действовать. Мысли Архипа вполне созвучны настроению молодого Дубровского. Владимир хорошо понимает, что «не приказные виноваты» и убивать их — бессмысленная жестокость.
- Какой приказ отдает Дубровский и как выполняет его Архип?
- Каково значение эпизода спасения кошки?
Архип не понимает, что причина бедствий не беззаконные действия подневольных приказных, а несправедливый социальный закон. Его поступками движет злость и отчаяние. Однако злоба не единственное выражение его натуры. Он жалеет беспомощную «тварь Божию», и в этом поступке проявляется многоплановость народного характера, представляющего собой сплетение покорности и мятежности, доброты и суровости.
3. Рассмотрите иллюстрации художников Б. Кустодиева и Б. Шмаринова.
![]() |
![]() |
Ответьте на вопросы:
- Чем отличаются эти изображения?
- Какое чувство вызывает каждый из рисунков?
4. Герой в новой роли благородного разбойника.
Решение стать разбойником для Дубровского — форма самозащиты, самоутверждения, проявление нежелания стать одним из многочисленных приспешников Троекурова. Мир внутренний оказывается для героя более властным, чем законы общества. Герой чаще руководствуется чувствами, чем соображениями пользы.
- Какие черты характера Дубровского остались неизменными?
- Каким Дубровский предстаёт в рассказе Анны Савишны Глобовой и Антона Пафнутьича Спицына?
Подготовьте устный пересказ историй Анны Савишны Глобовой (1 вариант) и Антона Пафнутьича Спицына (2 вариант) от лица Дубровского.
- Почему по-разному характеризуют героя Анна Савишна Глобова и Антон Пафнутьич Спицын?
- Почему Дубровский разоблачил себя перед Спицыным? Можно ли сразу догадаться, кто на самом деле Дефорж?
Чувство вновь одерживает верх. Теперь оно лишает героя безопасности. Владимир не может простить подлость и стремится наказать Спицына за ложь и предательство.
В романе нарушена хронологическая последовательность событий, так как Дубровский играет разные роли, протестуя против беззакония. Герой пытается найти выход, и в какой-то момент ему кажется, что цель близка. Нарушая естественный порядок событий, Пушкин создаёт иллюзию найденного героем выхода.
Роль Дефоржа не может ничего изменить. Прежний порядок жизни не нарушен. Любовь не в состоянии соединить людей, стоящих на разных ступенях социальной лестницы. Владимир Дубровский и Маша Троекурова не могут быть вместе, несмотря на то что любят друг друга.
Читатель это хорошо понимает, сразу догадываясь, кто на самом деле учитель. Пушкин, напоминая реальный ход событий, возвращает героя к действительности. Роль Дефоржа лишь попытка найти выход.
5. Итоги урока.
Владимир Дубровский наделен благородством, самообладанием, мужеством, способностью к перевоплощению. Однако в каждой своей роли он остается прежним — сыном бедного, но гордого дворянина (благородный разбойник, гордый слуга). Человечность в Дубровском побеждает враждебность. Он так же, как и отец, не в силах изменить законы, признанные обществом.
Домашнее задание.
1. Подготовиться к письменному опросу по материалам урока.
2. Дать названия главам XII—XIX.
3. Заполнить таблицу: «Князь Верейский и Владимир Дубровский», опираясь на текст романа А.С. Пушкина (выписать цитаты).
Дубровский | Верейский | |
---|---|---|
Портрет | ||
Поведение в доме Троекуровых | ||
Ключевые эпизоды | ||
Отношение к Маше |