- Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста).
- Проблема, поднятая в тексте.
- Комментарий.
- Авторская позиция.
- Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка).
- Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию (ученик приводит не менее двух аргументов, опираясь на свой жизненный и (или) читательский опыт).
- Заключение (1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом).
Речевые образцы
Как начать сочинение
Можно начать:
1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.
Например:
К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) — один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот и прочитанный мною текст переносит меня в …
Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы.
2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).
Например:
Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) — без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что…
3) с двух — трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).
Например:
Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье…
4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.
Например:
Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье — без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли…
Комментарии
- В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о …
- В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: …
- В рецензируемом тексте можно отметить высокую «плотность мысли»: автор говорит не только о …, но и о …. Такой смысловой емкости автор достигает при помощи ….
- Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: ….
- Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора).
- Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о …, автор подразумевает …
Как прокомментировать позицию автора
Речевые образцы для комментирования авторской позиции
Одобрение
|
|
Нейтральная позиция (констатация фактов)
|
|
Порицание, осуждение
|
|
|
|
|
|
· Автор восхищается…;
· поражается…, удивляется…;
· словно приглашает вместе с ним полюбоваться…;
· с интересом наблюдает за тем…;
· любуясь (чем-то), создает словесную картину;
· как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о…
|
|
· Автор размышляет о…;
· словно приглашает читателя к диалогу…;
· делится своими мыслями, наблюдениями…;
· ставит перед читателями важную, злободневную проблему…;
· пытается объяснить сложные философские понятия (сложные жизненные понятия) и т.п.
|
|
· Автор с болью в сердце пишет о том, что…;
· с горечью говорит о…;
· у автора вызывает негодование…;
· автор не может мириться с тем…;
· с горькой иронией пишет о том…;
· свое эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее тревожным выводом…
|
Авторскую позицию можно прокомментировать, умело используя частичное цитирование.
Например:
а) Автор приходит к интересному, неожиданному выводу: «шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе».
б) С. Соловейчик делится с читателями своими размышлениями о том, что вера — это «важнейшая функция души». Автор ненавязчиво, без чрезмерной назидательности доказывает, что без этого «передаточного механизма» между умом и сердцем «высохнет душа» человека.
Речевые образцы для выражения собственного мнения о прочитанном
Ключевые фразы к тексту на актуальную, злободневную тему:
· Я не раз задумывался о том и поэтому тема текста близка и понятна мне.
· Несмотря на то, что и раньше я много думал о …, интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …
· Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации).
· Проблема … не может не волновать моих современников. Известный публицист … в своей статье говорит о …
Ключевые фразы к научно-популярному тексту:
· На уроках … я изучал в разделе …, поэтому проблема, о которой говорит автор текста, знакома мне (понятна).
· О сложных научных понятиях автор говорит доступно, используя общенаучные термины (примеры).
· Чтобы сделать свою точку зрения более доказательной, автор цитирует (ссылается на мнение) таких
известных …, как …
· Хотя текст сначала и показался мне сложным, но, прочитав его во второй раз, я понял, что …
· Признаться, я никогда раньше не читал о …, так что текст … заинтересовал меня, я узнал много нового о…
Ключевые фразы к тексту на тему, далекую от интересов ученика:
· Прочитав текст (автора), я поймал себя на мысли, что никогда раньше не задумывался о …
· Интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …
· Мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что … (я узнал, что)
· Я никогда раньше не задумывался над этой проблемой, и, боюсь, моя позиция покажется расплывчатой.
Поэтому я вынужден согласиться с автором, которому удалось доступно рассказать о …
Речевые образцы для окончания сочинения по данному тексту
Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.
Вот несколько удачных, на наш взгляд, заключительных фраз из сочинений выпускников.
1) Прочитанный текст В. Астафьева помог мне утвердиться во мнении, что дружба в сочетании с любовью и заботой близких формирует личность человека. Кроме того, автор «заразил» меня своим оптимизмом: мне тоже хочется верить, что добрых людей в жизни больше, чем злых.
2) Прочитав статью, я понял, как хрупок этот музейный мир, недолговечны его «экспонаты», которые часто подвергаются «потребительскому» отношению. Так давайте вместе позаботимся о том, чтобы эти вековые ценности сохранили свою значимость и для будущих поколений.
3) Статья С. Соловейчика задела меня за живое, побудила задуматься о том, что я благодарна своим родителям за мое воспитание: они привили мне веру в лучшее, и я надеюсь, что эта «функция души» поможет мне в жизни.
|